Долги закрытых дверей
Печать
10.04.2018 00:00

 

На днях Госдума в третьем чтении приняла закон о прямых договорах между потребителями жилищно-коммунальных услуг и ресурсоснабжающими компаниями. Ожидается, что это позволит обеспечить более  полный сбор средств за потребленные энергоресурсы. ПАО «Севастопольгаз» от прямых договоров никогда не уходило. Тем не менее, проблема задолженностей населения за потребленное голубое топливо и здесь на сегодня достаточно актуальна. Сумма задолженности населения на 01.02.2018 составляла 72 млн 533 тыс руб. (для сравнения, по сопоставимому по численности населения Сочи- более 190 млн. руб., по вдвое меньшему Новороссийску- 60 млн. руб.).  В чем причины? Ответы на этот вопрос мы и поискали с помощью  начальника абонентского отдела ПАО "Севастопольгаз" Ирины Игоревны Карпенко.

Сразу выяснили, что Севастополь в течение многих десятилетий отличался высокой платежной дисциплиной населения. Это позволило газовикам выстроить с основной массой своих абонентов вполне партнерские, доверительные отношения. Но сейчас эта система начинает терять эффективность. Причин несколько, но самая актуальная на сегодня- быстрый рост жилого фонда города при сезонном росте численности  коренного (т.е., имеющего в Севастополе жилую недвижимость) населения. На самом деле граждан, являющихся владельцами тысяч вновь вводимых в Севастополе квартир, "коренными" называть можно условно. Они появляются здесь, в лучшем случае, на несколько месяцев (как правило, летних). Все остальное время находятся по месту материковой прописки, а принадлежащее им здешнее жилье пребывает под замком.

Что ж, это их право... Но закрытая дверь сама по себе от обязанностей, увы, не освобождает. На всей территории Российской Федерации действуют Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных еще в 2008 году.

То есть, "материковые" севастопольцы должны знать их гораздо лучше, чем местные. А вот, по всему судя, не знают совсем. В соответствии с Правилами, ответственный квартиросъемщик обязан ежемесячно сообщать в ресурсоснабжающую организацию показания узла учета (счетчика). При отсутствии такой  информации, газовики в течении трех месяцев производят начисления за потребленный газ по среднему показателю. Потом счетчик  вообще снимается с учета и платежи начисляются, исходя из норм потребления. Эти нормы, из соображений энергосбережения (так население мотивируют на установку счетчиков), понятное дело- завышены и утверждены постановлением правительства Севастополя. Как итог: владелец квартиры однажды появляется по адресу, а там его ждет шок и ужас в виде многотысячных и, заметьте, вполне законных долгов за потребленный газ. При нулевых показаниях счетчика. А если бы перед отъездом оставил в абонентском отделе ПАО "Севастопольгаз" заявление о сезонном характере проживания, то всех этих стрессовых ситуаций не пришлось бы пережить. "А у нас бы не росли показатели задолженности по таким вот проблемным адресам",- поясняет Ирина Игоревна.

В "Севастопольгазе" даже новый термин появился: "долги закрытых дверей". По закону, злостных должников от газопотребления должны отключать (после определенной уведомительной процедуры). В частном секторе сделать это достаточно просто. А вот с такими сезонными квартирами- проблема.

В конечном итоге газовики в "нехорошие квартиры", конечно же, попадут. Во время обязательного теперь ежегодного ТО или, в крайнем случае, с исполнительной службой. Но такие меры здесь рассматривают, как крайние и применяют их весьма избирательно.

"Отношения с населением мы традиционно выстраивали на партнерской основе. И хотелось бы это сохранить",- поясняет Ирина Игоревна.

Отнюдь не красивая фигура речи. Понаблюдал как работает начальник абонентского отдела ПАО "Севастопольгаз". Для должников- в режиме чуть ли не матери родной. Вникает в обстоятельства каждого, дает рекомендации как лучше и с минимальными потерями выйти из проблемной ситуации. Не так давно, например, был случай на сто тысяч. Хозяйка квартиры получила счетчик с поверки, положила в коробочку и... Не то, что забыла про него, "забегалась", как сама объяснила. То да се, внуки опять же родились. А квартира большая, 120 кв.м... Ей звонили, напоминали, предупреждали. В общем по методике (см. выше) насчитали в итоге долг 100 тыс. рублей. Увидела. Прибежала. Разрыдалась на плече начальника абонентского отдела. Вот он финансовый итог безалаберности. Но женщина-то не скандальная, душевная... В общем, кто без недостатков: составили пошаговый алгоритм выхода из ситуации, взяли подопечную под дружеский патронат... В таких случаях предусмотрена и рассрочка на погашение долга. Но предоставляют ее не автоматически и не всем.

Был случай и на 500 тысяч. Большой дом. Так там владелец, когда дело дошло до отключения, просто взял и все сразу заплатил. И опять стал долги накапливать...

Появилась и такая категория должников. С деньгами. По всему видно- не бедные люди. Даже подчеркнуть это, при случае, любят. Но не платят месяцами. Ждут личного приглашения. Чтобы снизойти?

При всем при том и этом севастопольские газовики, и правда, пока что по-прежнему делают основной  акцент на выстраивание партнерских отношений с населением. Судите сами: в 2016 году за задолженность на общую сумму 326 тыс. 425 рублей обрезан газопровод по 21 адресу, в 2017-м по 26-ти (сумма задолженности- 425 тыс. 607 руб.). Передано исков в суд в 2016 году на 181 адрес (общая сумма задолженности- 1 млн.774 тыс. руб.), в 2017-м- на 481 адрес (4 млн. 256 тыс. 607 рублей).

Увеличение показателя по числу исков (почти в 2,5 раза), может, кого-то и впечатлит. Но не тех, кто знает материковую статистику по аналогичным показателям.

В Сочи, например, по итогам прошлого года от газопотребления отключено 830 абонентов (в 10 раз больше, чем в 2016 году), в Новороссийске- 280 отключений. Всего по Краснодарскому краю в прошлом году без газа осталось более 7000 наиболее злостных должников. Чтобы восстановить газоснабжение должникам придется не только погасить долги, но и оплатить работы по отключению и подключению, стоимость которых может существенно превышать сам долг и нередко составляет десятки тысяч рублей.

К сожалению, ужесточение платежной дисциплины при расчетах за газ- это достаточно общая тенденция по стране.  Чаша сия не минует и Севастополь. Уже сейчас сотрудники абонентского отдела ПАО "Севастопольгаз" ежемесячно вручают до 3000 (трех тысяч!) уведомлений о задолженностях и ограничении газоснабжения. Это значительно больше, чем даже в прошлом году. Небольшой, размером в четвертушку страницы формата А-4, листок бумаги для кого-то все чаще становится знаком, ну, если и не беды, но все равно- большой проблемы.  В соответствии с п. 23 "Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд населения" абоненту необходимо принимать срочные меры по погашению задолженности. Двадцать дней сроку! На двадцать первый день поставщик уже вправе приостановить в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения задолженности. И он этим правом, увы, пользуется теперь все чаще и чаще. Как говорится, ничего личного: не мы такие- жизнь такая.

Дальнейшая поставка газа  возможна исключительно после погашения задолженности и оплаты стоимости работ по прекращению и возобновлению газоснабжения. Словом, незряшные хлопоты и изрядные деньги... Оно вам надо? "Стараемся максимально разъяснять ситуацию севастопольцам. Так может быть. Но может так и не случиться. Если люди будут подходить к расчетам за потребленный газ ответственно,"- поясняет начальник абонентского отдела ПАО "Севастпольгаз" И. И. Карпенко.

Добавить к сему нечего. Кроме того, что незнание не только не освобождает от ответственности, но и множит печали. Не будем печалиться?

 

Что дает своевременность оплаты за газ:

1. ВЫ ЭКОНОМИТЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

Несвоевременная оплата счетов влечет ежедневное начисление пени (ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ). Размер пени за просрочку оплаты в течение года составит около 20% годовых от неоплаченной суммы (для Севастополя станет актуально уже в 2018 году).

2. У ВАС НЕТ СУДЕБНЫХ ТЯЖБ

Поставщик газа имеет право подать на вас в суд, если вы не оплачиваете потребленный газ.

3. У ВАС ХОРОШАЯ КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ

Ваша просроченная задолженность за коммунальные платежи, в том числе – за поставленный природный газ, может отражаться в вашей кредитной истории в течение 10 лет. У вас могут возникнуть трудности с получением кредита в банке и с использованием кредитной карты (п. 3 ч. 3 ст. 4, ч.1 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ «О кредитных историях»).

4. ВЫ ОБЕСПЕЧИВАЕТЕ  СОХРАННОСТЬ ВАШЕГО ИМУЩЕСТВА И СЧЕТОВ

При неисполнении  судебного решения в добровольном порядке на должника налагается обязанность уплатить также исполнительский сбор. Кроме того, сотрудники Федеральной службы судебных приставов вправе наложить арест на ваше имущество или изъять его для принудительной реализации.  Удержание средств может проводиться с вашей зарплаты, пенсии или иного дохода (ч. 12 ст. 30, ст. 68, 112 Федерального закона от 02.0.2007 «229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

5. ДЛЯ ВАС ОТКРЫТЫ ГРАНИЦЫ

Если вы не исполняете решение суда о взыскании задолженности за поставленный газ, вам может быть временно ограничен выезд из Российской Федерации (ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

6. У ВАС НЕТ ЛИШНИХ РАСХОДОВ

Для возобновления подачи природного газа должникам придется оплачивать не только задолженность в полном объеме, но и оплатить работы по приостановке подачи газа и последующему подключению газового оборудования к системе газоснабжения. (п. 48 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 №549)

 

Александр Скрипниченко

"Слава Севастополя" от 06.04.2018 г № 59

 

Поиск


Авторизация



Обратите внимание!



Оплатить за газ

При запахе газа звоните 104

2014-2018
© ПАО "Севастопольгаз"